Search for:

Eghik v tumane

Короткометражка «Ежик в тумане», выпущенная в 1975 году на студии «Союзмультфильм», собрала целую коллекцию советских и международных наград. В 2003 году 140 кинокритиков и режиссеров из разных стран признали ее лучшим мультипликационным фильмом в истории.

Про создание этого десятиминутного мультфильма были прочитаны десятки часов лекций по всему миру, а технику съемки, придуманную для «Ежика», позже использовал блестящий Александр Петров.

Сегодняшний пост о том, как создавался культовый мультфильм: какие технические приемы использовались, чем вдохновлялись авторы и какой была творческая атмосфера на съемках. Еще попробуем вывести «рецепт» мультипликации, очаровывающей современного зрителя. Вдруг получится?

Все настоящее

Ежик, говорят, был срисован с писательницы Людмилы Петрушевской, которая работала вместе с Юрием Норштейном над сценарием «Сказки сказок». По мнению Норштейна, чтобы сделать персонаж с живым объемным характером, нужен реальный прототип. Так же считает, например, и мастер Миядзаки, который срисовал девочку в «Унесенных призраками» с дочки своего друга, и многие другие мастера мультипликации.

Вместе с тем переносить реальность на пленку нужно очень осторожно. Излишний физиологизм убивает мультипликацию, и не только ее. «Чтобы стать искусством, внутренняя сила должна растворить физиологию. Когда изображение опрокидывается на нас своей физиологией — это катастрофа и для искусства, и для зрителя», рассказывает Норштейн в одном из интервью.

Когда супруга режиссера, художник Франческа Ярбусова делала очень гладкий и красивый рисунок, он советовал ей взять карандаш в левую руку и нарисовать то же самое. «Гладкость и легкость исполнения не дают нерва и глубины. Компьютер гладко и быстро выполнит задачу, но не сделает ошибки, которая вызовет сердцебиение, не даст нервного напряжения, которое вдохнет в фильм жизнь. В компьютере нет одушевленного пространства. Оно не тактильно, не обтрогано пальцами. А я, как Фома, должен вложить пальцы в рану, — объясняет автор и предупреждает: — Если какому-нибудь идиоту придет в голову сделать из „Ежика“ 3D изображение, я из могилы встану и откручу ему голову».

Декорации в «Ежике» — туман и вода, тоже связаны с живой жизнью. Снимали настоящую воду и через проектор помещали ее в нарисованные листья. После чего изображение воды заштриховывали, чтобы добиться единой фактуры.

У тумана есть корни в культурном наследии человечества. «Туман — это ведь Дао. Пространство, великое ничто. Когда мы с моей женой Франческой делали „Ежика в тумане“, мы очень часто перекидывались японскими гравюрами мастеров прошлых веков», — говорит режиссер. Эта эстетическая преемственность настолько поразила японцев, что Норштейн получил за «Ежика» самую высокую правительственную награду этой страны — Орден восходящего солнца. Поразил «Ежик в тумане» и западную публику, правда больше технологией, чем эстетикой.

Мастерство придумки. Как взять в союзники реальность?

«Однажды я читал лекцию в Америке перед сотней мультипликаторов, художников, специалистов по компьютерной графике. Мне задавали вопросы и неизбежно добрались до тумана. Я положил фигурку Ежика на белый фон, а на него — тончайшую кальку. Она почти прозрачная, и, когда лежит прямо на картинке, ее не заметно. Приподнимаешь — и фигурку видно хуже. Проекция шла на экран. Как только на глазах этих людей Ежик расплылся в тумане, они были в шоке. Я несколько раз опускал и поднимал кальку на бис…», — вспоминает автор.

Карандаши, краски, бумага, тяжелая неповоротливая техника, пленка и свет — вот и все, что было в распоряжении творческой группы мультфильма. «Когда меньше возможностей, начинает более активно работать фантазия. Я боюсь возможностей без ограничений», — замечает Юрий Норштейн. Так в пространстве ограниченных возможностей нашлось место не только творчеству, но и изобретательству. «Ежик» создавался в технике «перекладки», но не как обычно, а с использованием специально сконструированного станка для многоярусной съемки.

Обычно, когда используют технику «перекладки», на горизонтальную плоскость мультстанка кладут фон, поверх него — вырезанные из бумаги фигурки персонажей, сверху все накрывают стеклом и снимают кадр. Потом руку или ногу персонажа передвигают и снимают еще один кадр. Станок, который сконструировали Юрий Норштейн и оператор Александр Жуковский, выглядел так: сверху кинокамера, она смотрит вниз, а под ней горизонтально лежат слои стекол. На слоях лежат части декораций, персонажи, разложенные на детали. Они находятся на расстоянии друг от друга, и между ними можно пускать дым или подкладывать фольгу.

«Это не мое изобретение. На ярусных планах сняты отдельные эпизоды в фильме „Бэмби“. Я был в Америке на студии Диснея, и там, в Лос-Анджелесе, видел этот станок. Он у них фантастический, по сравнению с нашим — чудо техники. Но наш станок имеет гораздо больше возможностей. У них ограниченное поле съемки. И самое главное, у них камера двигается только вертикально. А наша камера может попасть в любую точку съемочного поля, имеет все степени свободы. Для съемки кинокадров с эффектным светом боковые движения кинокамеры — необходимое условие. И кроме того, у нас ярусы двигаются покадрово на камеру, от камеры. Это я считаю нашим с Сашей Жуковским изобретением», — объясняет Норштейн.

Весь фокус в том, что такая съемка давала свободу парения в съемочном поле, «кинокадр обретал летучесть». Слои стекол затуманивалось падающей на них пылью, и свет начинал ложиться очень мягко, пространство кадра наполнялось воздухом. Эту драгоценную пыль строжайше запрещалось трогать и вытирать.

«Когда меня в Швеции спросили, почему у нас в фильмах такое мягкое глубокое изображение, я ответил, что у них это никогда не получится, так как они каждый день моют стекла. Хохот стоял! Мне потом переводчица сказала, что она не видела, чтобы сразу 80 шведов так хохотали. Обычно они очень сдержанные», — вспоминает режиссер.

Общность индивидуальностей

Тут еще такое дело с этим мультфильмом… Живыми и объемными должны быть не только персонажи, но и творческая группа. Каждый из тех, кто работал над «Ежиком» — по-настоящему талантлив и заряжен на творческую самоотдачу, каждый — среди лучших в своем деле.

Сценарий мультфильма основан на одноименной сказке замечательного Сергея Козлова (сказки про Ежика и всех-всех-всех можно прочитать здесь), режиссер и художник-мультипликатор — всем известный Юрий Норштейн (хотя бы по заставке передачи «Спокойной ночи, малыши»). Остальных мы знаем меньше: оператор — Александр Жуковский, композитор — Михаил Меерович, художник-постановщик — Франческа Ябрусова. Роли озвучивали Мария Виноградова (Ежик), Вячеслав Невинный (Медвежонок) и Алексей Баталов (рассказчик). Вся творческая группа «Ежика» — не более 10 человек. Зато каких!

Кинооператор Александр Жуковский снимал с Норштейном фильмы «Цапля и журавль», «Ежик в тумане» и 20 минут фильма «Шинель». По словам Юрия Норштейна, Жуковский считал, что лучшая точка съемки — на грани невозможного: он выворачивал камеру совершенно невероятным способом, подставляя дощечки, потом зарубежные коллеги думали, что это была какая-то особенная, сверхсложная камера. «Он не говорил высоких слов. Целлулоид называл «портянкой». «Ну-ка. Брось-ка еще портянку! — сипел своим «шкиперским» голосом и, если результат его устраивал, добавлял: — Вот это уже фенечка». Это ему принадлежит краткий и емкий афоризм: «Лучше портвейн в стакане, чем Ежик в тумане». Я никогда не слышал в его словаре вертлявых, сытых фраз «нет проблем», «это ваши проблемы» или решительного «однозначно», — вспоминает режиссер.

Франческа Ябрусова — супруга и коллега Норштейна, лауреат государственной премии СССР. Она делала куклы и декорации к щедринскому «Как один мужик двух генералов прокормил», ставила и рисовала «Паровозик из Ромашкова», «Лису и зайца», «Сказку сказок» — фильм, который занял второе место в рейтинге 150 лучших анимационных фильмов всех времен после «Ежика в тумане». Стабильность, говорят, показатель мастерства.

Блистательная характерная актриса Мария Виноградова, «Муся», как называли ее коллеги, озвучивала Ежика. Несколько реплик записывали два-три часа. «Она очень серьезно подходила к любой работе — в кино ли, на радио или в мультипликации. Я помню, что в „Ежике“ ей не удавался один момент. Ежик говорит слово „псих“. И вот на этого „психа“ 30 дублей ушло!», — вспоминает дочь актрисы Ольга Голованова.
Виноградова была гением озвучки. Ее могли не утвердить на роль, но в озвучении ей неизменно давали карт-бланш. Это ее голосом говорят Одри Хепберн, Джина Лоллобриджида, Софико Чиаурели, а еще котенок по имени Гав, Незнайка, дядя Федор и многие другие.

Что же нужно, чтобы снять мультфильм, покоряющий сердца современных зрителей? Мы не знаем, как ответил бы на этот вопрос Юрий Норштейн, но присмотревшись к его «Ежику», нашли три важные составляющие:

  1. Держать контакт с реальностью, раскрывать на экране ее самые лучшие, искренние проявления.
  2. Собрать для работы над фильмом команду вдумчивых и чувствующих людей, профессионалов, которые обожают свое дело.
  3. Отвечать на вопросы, волнующие зрителя.

Объясняя на студийном худсовете, про что, собственно, кино, Юрий Норштейн процитировал Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…» Сложно придумать проблему, которая была бы настолько близка всякому взрослому человеку. Фильм «Ежик в тумане», если присмотреться повнимательнее, рассказывает о праве человека просто быть, о способности иметь и чувствовать прямую, естественную и органичную связь с миром и с другими людьми в нем.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если у Вас есть вопросы по созданию анимационных видеороликов, всегда будем рады на них ответить. Пишите на почту: info@business-story.tv

Обязательно заходите на наш сайт и посмотрите наши объясняющие анимационные видеоролики: http://www.business-story.tv

Также будем рады Вашим лайкам в группе в ФБ: https://www.facebook.com/business.story.tv

Write A Comment